АУТИЗМ


АУТИЗМ
состояние погруженности в мир внутренних переживаний с уходом от реальности, замкнутостью, бедностью выражения эмоций, потерей эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается главным образом при шизофрении; легкие проявления аутизма встречаются при шизоидном складе личности (шизоидной психопатии).


* * *
(греч. autos - сам) - отрыв от действительности, погружённость в фантазии, склонность принимать воображаемое за реальное, желаемое или вызывающее страх - за осуществившееся на самом деле, лелеемое в мечтах и надеждах - за уже воплотившееся в действительность. Как указывает сам автор термина, Е.Блейлер (1911), аутизм есть потеря контактов с действительностью, состояние, при котором пациенты «живут в воображаемом мире, полном осуществлённых желаний и идей преследования. Однако оба эти мира представляют для них реальность; иногда они могут сознательно их различать...Аутистический мир может быть для больных более реальным, чем действительный и тогда последний воспринимается только как кажущийся...». Е.Блейлер рассматривал аутизм как характерный признак шизофрении. Согласно К.Ясперсу, аутизм есть «самозаточение в собственном изолированном мире». Термин имеет ряд коннотаций в зависимости от клинического контекста и по-разному представляется различными авторами, с позиций разных направлений исследования. Так, этот термин в МКБ-10 употребляется преимущественно для обозначения синдрома Каннера. В целом можно с большой долей вероятности утверждать, что многочисленные симптомы аутизма, причём нередко полярные, имеют, повидимому, единый источник происхождения. Основные проявления аутизма, согласно классической литературе и суждениям ряда современных исследователей, таковы:

1. социальный аспект аутизма – это склонность индивида к самоизоляции, отгороженность, закрытость, недостаточная доступность или недоступность продуктивному контакту, нежелание вступать в контакты с другими людьми в силу недоверия к ним, боязни таких контактов, безразличия или даже оппозиционного, негативистического отношения к окружающим. Или напротив, чрезмерная общительность, склонность к многословным монологам, неадекватная откровенность, вплоть до шокирующей обнажённости, тенденция к идеализации или демонизации кого-то из людей;

2. тенденция субъективно-психологические феномены, такие, как мечты, фантазии, сновидения, принимать за нечто эквивалентное действительности или даже более актуальное, нежели реально происходящее;

3. неприятие или отчуждение принятых в обществе ценностей, норм, традиций, обычаев или напротив, фанатизм, с которым пациенты добиваются неких заимствованных целей вопреки их реальному значению;

4. безразличие, эмоциональная блокада по отношению ко всему тому, что у здорового человека вызывает участие и живые эмоции или вызывало их у пациента ранее либо, напротив, чрезмерная эмоциональность, экзальтированность, пафосность, безоглядная влюбчивость не в человека, а в своё обычно далёкое от действительности представление о нём;

5. необычное, странное, чудаковатое, непредсказуемое поведение, поскольку оно не согласуется с реальными обстоятельствами, не принимает их во внимание;

6. склонность фантазировать и получать от этого удовольствие порой едва ли не большее, чем от контактов с действительностью; более того, эмоционально насыщенные воображаемые успехи и осуществлённые в воображении желания могут повлечь отказ от побуждений что-то реально менять в себе или вокруг себя, если они мнимые успехи служат стимулом, подкрепляющим фантазирование. Некоторые аутичные пациенты, указывает Е.Блейлер, ограничивают свои контакты с реальностью лишь удовлетворением физиологических потребностей;

6. фантазии, связанные с тревогой, страхами; такие фантазии могут проецироваться на реальность таким образом, что пациенты предпочитают избегать контактов с действительностью, не представляющей никакой действительной угрозы (как происходит, например, это при навязчивых страхах, когда пациенты панически боятся самых обычных, повседневных объектов и ситуаций и обычно их избегают, будучи не в состоянии преодолевать воображаемые опасности);

7. негативизм, упрямство, отторжение влияния окружающих, отчего последнее не принимается, не включается в систему Я или, напротив, чрезмерная впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость;

8. неспособность к глубоким и прочным привязанностям или утрата последних, отсутствие интересов и увлечений, их поверхностность и недолговечность либо напротив, склонность попадать в слепую, бессмысленную и безропотную зависимость от кого-либо;

9. ригоризм, утрированная правильность, неестественная образцовость и прямолинейная, неправдоподобно утрированная или даже абсолютная правдивость;

10. аутистическое мышление, контролируемое не логикой, а эмоциями, желаниями и опасениями, а также искажение работы памяти, когда ложные воспоминания принимаются за подлинные.

Данное представление аутизма определённо свидетельствует о том, что в его развитии значительную, если не определяющую роль играют механизмы апперсонализации и деперсонализации в разных их сочетаниях (см.). Самое раннее описание аутизма принадлежит, повидимому, Ф.М.Достоевскому (роман «Братья Карамазовы», 1879-1880, где с научной достоверностью автор представляет аутичный характер одного из главных своих героев).

Расстройство имеет 2 стороны, в крайних, полярных своих проявлениях представленных “бедным” и “богатым” вариантами аутизма (К.Leongard, Е. Mynkowski). Бедный аутизм характеризуют такие дефицитарные симптомы, как социальная отгороженность, закрытость, недоступность контакту, эмоциональная монотонность и холодность, обеднение привязанностей, оскудение интересов и увлечений, негативизм и т.п. Синоним: Дефицитарный аутизм. Богатому аутизму, напротив, свойственны противоположные черты: фантазирование, склонность к идеализации, крайняя впечатлительность, влюбчивость (при этом «любовь» на самом деле является болезненной зависимостью от другого человека, наделённого воображаемыми качествами личности), жертвенность, чрезмерная внушаемость, восторженность, патетика, увлечённость оккультизмом и тайными явлениями, чрезмерная доверчивость и обнажённость, чрезмерная откровенность или “аутизм наизнанку” (А.С.Тиганов, 1999). Синоним: Продуктивный аутизм. См. также Самоосознавания нарушения. Аутистические черты личности в определённой степени свойственны и здоровым лицам. Граница между нормой и патологией, как и всюду, весьма относительна; в том, что касается аутизма, она пролегает там, где происходит разграничение желаемого и необходимого, субъективного и объективного, воображаемого и реального.


* * *
(от греч. auto «сам») – стремление уйти в себя; болезненное состояние, при котором мысли, чувства и желания управляются собственным внутренним мироощущением; занятость своими фантазиями и мечтами. Ср. образ Степана Головлева в романе «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина.


Бежали дни за днями, из них составлялись недели и месяцы – Долинский никуда не показывался… Как только m-me Бюжар подавала ему конверт, написанный рукою Веры Сергеевны, он судорожно сжимал его в своей руке, уходил в угол. Тщательно сжигал нераспечатанный конверт, растирал испепелившуюся бумагу и пускал пыль за свою оконную форточку. Он боялся всего, что может хоть на одно мгновение отрывать его от его дум, сетований и таинственного мира, создаваемого его мистической фантазией. Наконец, все его оставили. Он был очень рад этому. Окончив работу, он с восторженностью начал изучать пророков и жил совершенным затворником (Н. Лесков, Обойденные).


Ср.:


Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои.


(Ф. Тютчев)


* * *
(от греч. autos – сам) – отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя.

   Понятие «аутизм» было введено швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление аутизма рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им «шизофренией». В работе «Аутическое мышление» (1912) он подчеркивал, что наряду с другими симптомами для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира.

   Аутизм не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности.

   Для аутизма характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При аутизме отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее.

   «Аутическая психика» находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью.

   В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный аутизм, связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном аутизме ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами «хороших» объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своего существования, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить.

   Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей.

   Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.

   Трудность аналитической работы с аутичными детьми заключается в том, что наряду с «аутичной психикой», характерной для одних из них, встречаются случаи шизофренических расстройств, связанных с извращениями других, которые время от времени впадают в аутизм.


   
* * *
Ослабленные связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость. Мышление больного при этом приобретает абстрактный характер и теряет связь с реальной действительностью (аутистическое мышление). Больной живет, замкнувшись в собственном внутреннем, душевном мире. Возможное проявление шизофрении.


* * *

(от греч. auto – сам) – сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной ее самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.


* * *
нарушение нормального, целенаправленного логического мышления. Аутизм отличается нелогичной, случайно возникающей последовательностью не связанных друг с другом мыслей. Такое нарушение может быть следствием общего низкого уровня интеллектуального развития человека, результатом болезни, следствием воздействия на организм психотропных средств: лекарств, наркотиков, алкоголя и т.п. Аутизмом иногда называют уход человека от реальности в мир фантазий и грез.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "АУТИЗМ" в других словарях:

  • аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АУТИЗМ — [< гр. autos сам] болезненное состояние, характеризующееся психической замкнутостью индивида (ИНДИВИД); образ жизни, при котором человек погружен в мир личных переживаний; самоизоляция, отстраненность от внешнего мира; ЭГОЦЕНТРИЗМ. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АУТИЗМ — (от греч. autos – сам) жизненная установка, при которой все преломляется через призму собственного Я; при этом мечтательность преобладает над активным отношением к внешнему миру; причиной аутизма являются чрезмерно чувствительная психика или… …   Философская энциклопедия

  • АУТИЗМ — (от греч. autos сам), понятие для обозначения психопатологического состояния, сводящегося к погружению личности в собственные внутренние переживания, начинающие вырабатываться и управляться по своеобразным законам с ослаблением воздействия… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АУТИЗМ — (от греч. autos сам) состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аутизм — (от греч. auto сам) понятие, введенное Э. Блейлером и обозначающее крайнее нарушение контактов шизофреника и его уход от реальности в мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления оказывается нарушенной в силу его… …   Психологический словарь

  • АУТИЗМ — (греч. autos сам) у человека 1) жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются… …   Новейший философский словарь

  • аутизм — сущ., кол во синонимов: 4 • некоммуникабельность (7) • необщительность (14) • …   Словарь синонимов

  • АУТИЗМ — (от греч. autos сам) англ. autism; нем. Autismus. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира; иногда считается симптомом шизофрении. Antinazi. Энциклопедия социологии,… …   Энциклопедия социологии

  • аутизм — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN autism …   Справочник технического переводчика

  • Аутизм — (от греческого autos сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, утратой контакта с действительностью и интереса к реальности, отсутствием стремления к общению, скудостью эмоциональных проявлений. Чаще… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «АУТИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.